Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
Советы и рекомендации экспертов, лайфхаки, разборы реальных кейсов
  • »
  • »

Оценка бизнеса методом мультипликаторов
(часть 1)

Основными методами в оценке бизнеса считаются: метод рынка капитала и метод сделок, для их применения нужно провести определенные процедуры — расчет мультипликаторов для оценки, чтобы найти соотношение рыночной цены предприятия к его финансовой базе.
Виды мультипликаторов в оценке бизнеса
В качестве числителя в оценке, как правило, выступает цена:

  • в методе рынка капитала – цены купли-продажи пакетов акций у миноритариев на фондовом рынке;
  • в методе сделок – цена сделки на рынке M&A (сделки слияния и поглощения) аналогичных по показателям компаний.
Примечание: чем ближе цена к дате оценки, тем корректнее получится расчет.

С точки зрения структуры капитала, числителем может являться один из двух показателей:

  • Стоимость собственного капитала, которая на рынке чаще всего называется рыночной капитализацией компании (МС — market capitalisation);
  • Стоимость всего инвестированного капитала (EV — Enterprise Value) как суммы рыночной капитализации (МС) и рыночной стоимости ее долгосрочной задолженности.
Обычно применяют мультипликаторы собственного капитала. Но есть ситуации, когда в структуре капитала имеются существенные различия между аналогичными компаниями на рынке, либо между оцениваемой компанией и её компаниями-аналогами. В таких случаях стоит использовать мультипликаторы по инвестированному капиталу.

Одной из главных сложностей при использовании мультипликаторов является согласованность числителя и знаменателя. Они должны быть определены правильно и без противоречий друг другу.

С учетом различных видов знаменателей можно выделить классификацию мультипликаторов:

  • финансовые и натуральные: к финансовым относятся те мультипликаторы, в знаменателе которых стоит денежный показатель, например прибыль или выручка и т.д., к натуральным относятся те, в знаменателе которых натуральный показатель, например объем добычи, объем продаж, количество платных подписчиков и т.д.;
  • балансовые и доходные: балансовые рассчитывают по балансу организации, например стоимость активов, запасы и т.д.; доходные — по показателям отчета PL, а это прибыль, выручка, расходы и т.д.
Приведенные варианты классификации мультипликаторов приведены в таблице ниже, на пересечении строк и колонок которой приведены примеры мультипликаторов соответствующего типа.
Мультипликаторы приведены на английском языке, т.к. чаще всего вы увидите их применение именно в таком виде. Ниже мы переведем эти показатели на русский язык.
Это лишь примеры самых применяемых на практике мультипликаторов. В следующей статье мы разберем формулы и особенности их применения.